@OilManBy support@oilman.by

Карпатская баллада (окончание)

«Галицкий ад»
В 60-х годах XIX века в Прикарпатье произошел «нефтяной бум». Основой для него стало открытое в 1854 году недалеко от Дрогобыча Бориславское месторождение нефти и озокерита (горного воска). Сегодня озокерит уже не в фаворе, но в XIX веке, до создания эффективных НПЗ, он был весьма популярен как естественный нефтепродукт, по составу близкий к парафину. В частности, бориславский озокерит использовался для изоляции первого трансатлантического кабеля, проложенного между Европой и США. Помимо Борислава, озокерит в Галиции добывался в городках Старуня и Дзвиняч (ныне — Ивано-Франковская область).
Но вернемся к нефти. Вначале в Бориславе она добывалась, как и в других местах, из выкопанных колодцев, но уже в 1861 году первооткрыватель и владелец месторождения, львовский промышленник Роберт Домс, вдохновленный примером легендарного американского нефтяника Эдвина Дрейка, начал бурить на промысле нефтяные скважины. Бурение и добыча шли настолько активно, что скоро Борислав стали называть «Галицийской Пенсильванией». Появился даже особый тип буровых вышек — «галицийский». 
В 1872 году в Борислав проложили железную дорогу, и вскоре объем добычи нефти здесь перевалил за 100 тыс. тонн в год. В бориславскую нефть вкладывались крупные инвесторы из Австро-Венгрии, США, Канады, Бельгии, Франции, Германии. Наибольшую активность проявляли французы, контролировавшие более половины всего объема нефтедобычи. 
К сожалению, о социальной ответственности бизнеса речь тогда не шла: условия труда в Бориславе были ужасными, на экологическую и промышленную безопасность никто не обращал внимания. Выдающийся украинский писатель, уроженец «нефтяного села» Нагуевичи Иван Франко (1856-1916) в своей классической повести «Борислав смеется», изданной в 1881 году, назвал огромный нефтепромысел «Галицким адом».
По объемам добычи с Бориславом конкурировал «исторический промысел» в Слободе Рунгурской (ныне — Ивано-Франковская область). Там в 1875 году было внедрено штанговое бурение скважин, способствовавшее резкому росту добычи. Уже через 10 лет Слобода Рунгурская давала более 25 тыс. тонн нефти в год, но вскоре добыча здесь стала падать.
Так Борислав стал единоличным лидером прикарпатской нефтянки. В 1909 году Борислав вместе со «спутниковыми» месторождениями Бытковское, Дзвинянское, Майданское и Небыловское вышел на максимум — более 2 млн тонн в год, что составляло 5% общемировой нефтедобычи. Таким образом, Галиция стала третьей по величине нефтеносной провинцией мира – после Пенсильванской (США) и Апшеронской (Россия).
Две войны, две страны
Не стояла на месте и прикарпатская нефтепереработка, которая постепенно избавлялась от кустарщины и приобретала современный облик. В 1869 году в Дрогобыче был пущен крупный по тем временам НПЗ, производивший главный «хит» тогдашнего топливного ассортимента — керосин (этот завод под названием «Галичина» существует и поныне, правда, в законсервированном состоянии). В 1883 году в селе Печенижин, недалеко от Слободы Рунгурской, был построен НПЗ, ставший третьим в Европе по объемам нефтепереработки. Параллельно в близлежащих районах запускались небольшие дистилляционные установки. 
Через три года в Печенижин был протянут первый в Галиции нефтепровод, а в Коломыю (уездный город) — железная дорога. К началу Первой Мировой войны в Прикарпатье работало более 60 мелких и средних НПЗ общей мощностью более 1 млн тонн нефти в год.
В межвоенный период Галиция дважды меняла государственную принадлежность: в ноябре 1918 года регион вошел в состав Польши, а в сентябре 1939 года присоединен к Советскому Союзу как часть Украинской ССР. Но наибольший ущерб прикарпатской нефтянке нанесли не изменившиеся границы, а ожесточенные военные действия в ходе Второй Мировой войны, когда были разрушены нефтепромыслы, трубопроводы и все крупные НПЗ региона. Дрогобычский и Надворянский заводы после войны были восстановлены, а Львовский, Станиславский, Бориславский и Нижне-Устирковский, увы, канули в лету. 
Сыграло свою роль и естественное истощение запасов — так, именно по этой причине в 1945 году прекратил работу старейший нефтепромысел Прикарпатья — Слобода Рунгурская.
В 50-е годы прикарпатская нефтянка пережила короткий ренессанс за счет ввода в эксплуатацию крупного Долинского месторождения в Станиславской (Ивано-Франковской) области с начальными извлекаемыми запасами нефти около 40 млн тонн. Кроме того, в 60-е годы за счет интенсивного разбуривания продуктивной залежи и применения новых технологий удалось остановить падение добычи на Бориславском месторождении и обеспечить там «полку добычи» в объеме около 0,6 млн тонн нефти в год.
Увы, долговременным трендом это не стало — одна из старейших нефтяных провинций мира постепенно истощилась. Сегодня в Прикарпатье добывается полмиллиона тонн нефти в год — треть общеукраинской нефтедобычи. 
Газовый фактор
Можно сказать, что естественное сокращение нефтяных запасов Галиции компенсировалось приростом газовых. Первая промышленная залежь природного газа в Прикарпатье была разведана в Бориславе в 1912 году, и уже через год введена в эксплуатацию: газ по 10-километровому трубопроводу поступил в соседний Дрогобыч, ставший, таким образом, первым газифицированным городом Европы.   
Следующим важным шагом в газификации Прикарпатья стала разработка Дашавского месторождения, начавшаяся весной 1921 года. Дашавские запасы — 13 млрд кубометров природного газа — позволили в течение короткого времени газифицировать крупнейшие населенные пункты Галиции — Львов, Дрогобыч, Борислав, Стрый, Стебник, Жидачев, Ходоров, Моршин, Болехов и Долину. 
В 30-е годы были введены в эксплуатацию несколько новых газовых месторождений, включая Угерское, Косовское и Опорское, и добыча природного газа в Прикарпатье достигла 400 млн кубометров в год, а общая длина газотранспортной сети в регионе превысила 300 км (подробнее — см. материал «Газ до Киева доведет»). 
Историческое наследие
После войны на протяжении почти 20 лет Прикарпатье было основным газодобывающим регионом СССР — так, в 1955 году Стрыйское газопромысловое управление производственного объединения «Укргаз» обеспечивало половину общесоюзного объема добычи газа (3 из 6 млрд кубометров в год). Основными транспортными магистралями, подававшими прикарпатский газ, были 1300-километровый трубопровод Дашава — Киев — Брянск — Москва и 2000-километровый гигант Дашава — Минск — Вильнюс — Рига (с ответвлением на Клайпеду).
В 1967 году большая часть дашавского газа была переключена на реверс и пошла на экспорт в Европу по  межгосударственной магистрали «Братство» (Долина — Ужгород — Западная граница — Чехословакия — Австрия). В 1974 году эта трасса была продлена до Италии с ответвлениями на Венгрию и Болгарию (через территорию Румынии). 
Увы, в этот период, несмотря на пуск нескольких довольно крупных месторождений — Бильче-Волицкого, Хидновицкого, Гриневского, Малогорожанского, Свидницкого, Южно-Угерского, Рудковского и ряда других, добыча газа в Прикарпатье пошла на спад. 
Сегодня прикарпатские промыслы дают лишь пятую часть украинской газодобычи (около 4 млрд кубометров газа в год). О былом газовом могуществе региона здесь напоминают могучая система магистрального газотранспорта и газохранения (ориентированная, в основном, на экспортный транзит российского газа), а также обилие профильных научно-исследовательских, проектно-технологических и учебных организаций, среди которых выделяется Ивано-Франковский национальный технический университет нефти и газа, созданный в 1967 году на базе филиала Львовского политехнического института.
Григорий Волчек

Source

Добавить комментарий

Будет полезно знать

Зачем «Роснефть» «отняла» у «Газпрома» Северо-Кустарниковский участокЗачем «Роснефть» «отняла» у «Газпрома» Северо-Кустарниковский участок

“Роснефть” победила “Газпром” в борьбе за Северо-Кустарниковский участок в Ямало-Ненецком автономном округе (ЯНАО). Как заявили в пресс-службе Минприроды, на аукционе при стартовой цене в 696 млн рублей нефтедобывающая компания заплатила

Госсовет Коми выступил против отмены льгот на добычу сверхвязкой нефтиГоссовет Коми выступил против отмены льгот на добычу сверхвязкой нефти

Депутаты Госсовета Республики Коми (ГСРК) приняли обращение к Совету Федерации и Госдуме. Они просят рассмотреть вопрос о сохранении льгот по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и таможенным пошлинам для

Боррель призвал Турцию немедленно прекратить буровые работы у Кипра и начать диалог с ЕСБоррель призвал Турцию немедленно прекратить буровые работы у Кипра и начать диалог с ЕС

Действия Анкары «идут вразрез и подрывают усилия по возобновлению диалога, а также по достижению немедленной деэскалации», говорится в заявлении главы дипломатии ЕС Власти Турции должны немедленно прекратить буровые работы в