Эксплуатация турбобура «ШМУК-195Н»

Нормальная эксплуатация шпинделя слагается из проведения следующих операций:

  • подготовки шпинделя к спуску в скважину;
  • спуск и запуск турбобура в скважине;
  •  установления режима работы турбобура;
  •  периодического осмотра состояния турбобура и проверки люфта шпинделя.

Подготовка турбобура и шпинделя к спуску

Произведите наружный осмотр секций турбобура перед отправлением на буровую для проверки отсутствия, каких либо дефектов, а также для проверки наличия предохранительных пробок на концевых резьбах секций турбобура и шпинделя в механической ре­монтной базе.

Проверьте затяжку резьб, регулировку секций и регулировку шпинделя, надежное крепление переводников.

Произведите проверку турбобура со шпинделем на квадрате перед
спуском его в скважину, при производительности насоса, соответствующей режиму работы в скважине,

Проверьте при этом:

  •  легкость запуска турбобура и шпинделя.
  •  давление насоса;
  •  герметичность резьбовых соединений;
  •  люфт шпинделя турбобура.

Правильно собранный турбобур запускается при давлении до 10 атмосфер. Более высокое давление при запуске свидетельствует о наличии дефекта в сборке или же плохом состоянии тру­щихся поверхностей (сухая, несмазанная резина в уплотнительных узлах.). В пер­вом случае необходима разборка турбобура, выявление и устранение выявленных дефектов.

Во втором случае возникает необходимость в искусственном запуске турбобура, т. е. в принудительном проворачивании вала для ввода масла и глинистого раствора между трущимися поверхностями в уплотнительном узле с целью уменьшения сил трения между ними. Проворачива­ние вала производится вращением роторного стола, в котором вал зажимается клиньями.

Спуск турбобура на забой и его запуск.

Произведите сборку низа бурильной колонны и опускайте турбобур в скважину, которая предварительно, еще до пуска турбобура, должна быть промыта.

Спуск инструмента обязательно сопровождайте креплением замковых соединений машинным ключом во избежание промыва резьб.

После спуска турбобура в скважину, операцию запуска иногда приходится производить на забое путем вращения инструмента ротором с большой осевой нагрузкой, которая необходима по двум причинам:

  • для фиксации на месте вала турбобура сильным внедрением долота в породу;
  • для разобщения трущихся поверхностей, прижатых друг к другу осевым гидравлическим давлением.

В результате указанного разобщения между трущимися по­верхностями появляется зазор, и смазка их происходит интенсивнее. Запуск на забое, или так называемое «расхаживание» турбобура длительное время производить не рекомендуется, так как при этом можно повредить резиновые уплотнительные элементы или провернуть их относительно вала, в результате чего шпиндель, запустив­шись, проработает недолго. Если после 30—40 минут «расхаживания» шпиндель не начал работать, то его следует поднять для пе­реборки.

 

Порядок работы с турбобуром

 

В процессе бурения подачу инструмента необходимо производить с таким расчетом, чтобы турбобур работал все время на оптимальном режиме, и в соответствии с ГТН.

Нельзя допускать перегрузку турбобура, полагая, что от увеличения нагрузки скорость бурения будет возрастать. В действительности это увеличение нагрузки вредно отражается на скоро­сти бурения, ибо в области тормозных режимов турбобур обладает значительно меньшим КПД и мощностью.

Регулировка режимов работы турбобура производится по скорости бурения, а в твердых породах, кроме того, по характеру вибраций инструмента. При работе в области холостых и оптимальных режимов, колебания инструмента имеют большую частоту и малую амплитуду, С увеличением нагрузки и с переходом из пределов оптимального в области тормозного режима, частота коле­баний уменьшается, а амплитуда их увеличивается.

Дальнейшее увеличение нагрузки приводит к остановке турбобура.

Работа в области тормозных режимов при большой амплитуде колебаний вредна не только с точки зрения уменьшения скорости проходки, но и с точки зрения стойкости резьбовых соединений бурильных труб, турбобура и его опорных элементов. При обнаружении перегрузки турбобура инструмент следует приподнять, постепенно довести долото до забоя и плавным увеличением нагрузки достичь оптимального режима.

Проверка технического состояния турбобура и шпинделя.

В процессе бурения, несмотря на удовлетворительную работу, турбобур, сделавший 8—10 долблений, подвергают периодическому осмотру, с целью установления и поддержания работоспо­собного состояния.

При периодическом осмотре турбобура проверяйте:

  •  осевой люфт шпинделя;
  •  легкость запуска;
  •  герметичность резьбовых соединений;
  •  состояние присоединительной резьбы вала;
  •  величину натяга в резьбовых соединениях ниппеля с корпусом и переводников с корпусами.

Нормальной величиной осевого люфта турбобура является его отсутствие.

Проверка производится в подвешенном на элеваторе состоянии турбобура.

При обнаружении осевого люфта шпинделя более 2мм, пропусков в резьбовых соединениях и других дефектов шпиндель отправляют на ремонт.

При обнаружении интенсивной утечки масла через верхний и нижний уплотнительные узлы, шпиндель отправляют на ремонт.

При отсутствии дефектов турбобур и шпиндель подлежат спуску в скважину.

Контроль за масляной системой шпинделя.

После каждого долбления рекомендуется осматривать и контролировать верхний и нижний лубрикаторы, а также визуально определить утечку масла через нижние уплотнение.

Для контроля за верхним лубрикатором предусмотрена возможность отсоединение верхнего переводника от переводника лубрикатора. При удаление из корпуса конусной втулки открывается доступ к верхнему лубрикатору. С помощью щупа контролируется расстояние от поршня до торца переводника лубрикатора. Величина этого расстояния составляет L1=312мм, когда поршень находится в нижнем положении и не принимает участие в работе. Не рекомендуется оставлять в работе менее двух поршней. При наступлении отмеченной ситуации целесообразно произвести дозаправку масленой системы, что можно сделать прямо в условиях буровой установки, для чего отвернуть пробку №1(первая с верхнего торца шпинделя) и закачать масло до момента пока расстояние от торца поршня до торца переводника-лубрикатора не станет равным L2=240мм. После установки пробки на свое место переводник-лубрикатор готов к работе. Необходимо установить конусную втулку на свое место и свернуть верхний переводник с переводником-лубрикатором.

Для контроля за нижним лубрикатором, размещенным внутри вала, необходимо отсоединить шпиндель от турбобура и положить его на стол ротора. Данный лубрикатор работает на два контура. Поршни, снабженные пружинами, работают на внутренний контур масляной ванной, а один поршень без пружины на промежуточный контур. В нижнем положении все поршни имеют длину от своего торца до торца вала L3=260мм. При заправленном лубрикаторе все поршеньки имеют расстояние от своего торца до торца вала L4≤165мм.

При заправке промежуточного контура необходимо принять во внимание, что напротив поршня без пружины находится аналогичный поршень, работающий на аварийный клапан. Отличить их можно, только при отвернутой пробке №4(первая со стороны долота). Нажатие щупом на поршень без пружины должно наблюдаться его перемещение и появление смазки через отверстие. При нажатии на поршень без пружины, расположенный на 180,отмеченных явлений не наблюдается.

Заправка лубрикатора осуществляется последовательно через пробки №2 и №4 до момента, пока поршни не переместятся в верхние положение, которому соответствует расстояние L≤165мм.

Ремонт турбобура

Турбобур поступает в капитальный ремонт при выходе из строя основных его деталей: корпусов секций, валов и переводни­ков.

Перед началом ремонта необходимо удалить масло из всех полостей шпинделя. Для этого отверните пробку №2 и через клапан сбросьте избыточное давление во внутренней полости шпинделя. Затем отвернуть пробку №3 и слить масло. Из внешних полостей масло удаляется при отвороте пробок №1 и №4. После освобождения полостей шпинделя от масла можно приступать к его ремонту.

Ремонт шпинделя заключается в замене резиновых элементов сальниковых уплотнительных узлов и замене опор подшипников радиальных и осевых. Блоки осевых опор необходимо снимать с вала шпинделя и перебирать.

Ремонт этих деталей заключается, главным образом, в вос­становлении резьб. Большой износ резьб этих деталей объяс­няется тем, что резьбовые соединения турбобура работают в очень тяжелых условиях (сильная вибрация, толчки, удары). У корпуса турбобура чаще всего выходит из строя верхнее резьбовое соединение и значительно реже нижнее соединение. У вала турбобура — нижняя замковая резьба.

После длительной эксплуатации наблюдается потеря диаметра вала в результате многократного проворачивания дисков.

Износ резьбовых соединений корпуса с переводником и ниппелем заключается в потере профиля (односторонний износ) и од­ностороннем перекосе резьб. Ремонт производится при помощи специальных наставок. Наставки навертываются на конусную резьбу, нарезанную на корпусе турбобура. Крепление таких на­ставок должно производиться с большим моментом для более плотного и монолитного соединения с корпусом.

Нижняя замковая резьба вала нижней секции после износа восстанавливается путем ее перенарезания.

Потеря диаметра на валах, вследствие проворотов дисков ротора, допустима в пределах 0.5—0,75 мм на диаметр.

Капитальный ремонт турбобура, а также восстановление сменных его деталей производится в специальных ремонтных мастерских по ремонту турбобуров по технологии, специально для этих целей разработанной.

Ремонт резиновых деталей турбобура производится при вулканизационных отделениях этих мастерских.

При разборке и сборке турбобура, во время производства капитального ремонта, необходимо соблюдать известный порядок, указанный в данной инструкции.

0

Добавить комментарий

Войти с помощью: