Центраторы назначение
Опора промежуточная ( центраторы квадратные)
Передвижной центратор З-ЦДП ( ВНИИБТ )
Центратор упругий ( НПК ТОБУС )
Центратор забойного двигателя ( НПК ТОБУС )
Центраторы предназначены для поддержания оси долота и забойного двигателя в центре поперечного сечения скважины. Центраторы изготавливаются по ТУ 39-01-10-388-78, ТУ 39-146-75, ТУ 39-885-83. На рис. № 2 представлен передвижной центратор забойного двигателя З-ЦДП. Он разработан во ВНИИБТ и за счет установки на расчетном расстоянии от долота на забойном двигателе позволяет решать проблемы стабилизации, увеличения или уменьшения зенитного угла со стабилизацией азимутального направления ствола при бурении наклонно-направленных скважин путем зацентрирования КНБК в требуемых расчетных точках.
В НПК " ТОБУС " разработан центратор упругий и центратор забойного двигателя, которые предназначены для поддержания оси долота в центре поперечного сечения скважины при изменении ее диаметра в изменяющихся горно-геологических условиях.
На рисунках представлены:
- опора промежуточная ( центратор квадратный) (Рис. № 1)
- передвижной центратор З-ЦДП ( ВНИИБТ ) (Рис. № 2)
- центратор упругий — ЦУ ( НПК " ТОБУС ") (Рис. № 3)
- центратор забойного двигателя — ЦЗД (НПК "ТОБУС") (Рис. № 4)
Опора промежуточная ( центраторы квадратные)
Рис. № 1
Опора промежуточная (центратор квадратный)
Опора промежуточная ( центраторы квадратные)
ШИФР | Диаметр, мм | Длина, | Масса, | Резьба | ||
Наружный
D | внутренний
d | мм | кг | Муфта | ниппель | |
ЦК-190 | 190 | 76 | 715 | 75 | З-121 | З-121 |
ОП-133 | 133 | 70 | 314 | 24 | З-88 | З-88 |
ОП-143 | 143 | 70 | 314 | 28 | З-88 | З-88 |
ОП-153 | 153 | 76 | 320 | 28 | З-102 | З-102 |
ОП-181 | 181 | 76 | 400 | 47 | З-121 | З-121 |
ЦК-214 | 214 | 100 | 950 | 118 | З-121 | З-133 |
ОП-203 | 203 | 100 | 400 | 61 | З-133 | З-133 |
ОП-269 | 269 | 80 | 850 | 175 | З-147 | З-147 |
ОВ-290 | 290 | 90 | 655 | 114 | З-171 | З-147 |
ОВ-315 | 315 | 90 | 685 | 124 | З-171 | З-147 |
ОВ-340 | 340 | 90 | 715 | 141 | З-171 | З-147 |
ОВ-385 | 385 | 90 | 760 | 180 | З-171 | З-147 |
ЦК- центратор квадратный, ОП — опора промежуточная, ОВ — опора промежуточная со съемной гильзой.
Передвижной центратор З-ЦДП ( ВНИИБТ )
Рис. № 2
Передвижной центратор забойного двигателя 3-ЦДП
Передвижной центратор З-ЦДП ( ВНИИБТ )
Типоразмер | Диаметр корпуса забойного двигателя
мм | Диаметр центратора
мм | Длина,
лопастей мм l | ||
наружный D | внутренний d | общая
L | |||
З-ЦДП 390/240 МС | 240 | 390 | 242-236 | 820-900 | 336 |
З-ЦДП 385/240 МС | 240 | 385 | 242-236 | 820-900 | 336 |
З-ЦДП 380/240 МС | 240 | 380 | 242-236 | 820-900 | 336 |
З-ЦДП 305/240 МС | 240 | 305 | 242-236 | 670-750 | 300 |
З-ЦДП 300/240 МС | 240 | 300 | 242-236 | 670-750 | 300 |
З-ЦДП 295/240 МС | 240 | 295 | 242-236 | 670-750 | 300 |
З-ЦДП 292/240 МС | 240 | 292 | 242-236 | 670-750 | 300 |
З-ЦДП 290/240 МС | 240 | 290 | 242-236 | 670-750 | 300 |
З-ЦДП 285/240 МС | 240 | 285 | 242-236 | 670-750 | 300 |
З-ЦДП 292/240 С | 240 | 292 | 242-236 | 515-595 | 150 |
З-ЦДП 290/240 С | 240 | 290 | 242-236 | 515-595 | 150 |
З-ЦДП 285/240 С | 240 | 285 | 242-236 | 515-595 | 150 |
З-ЦДП 292/240 Т | 240 | 292 | 242-236 | 515-595 | 66 |
З-ЦДП 290/240 Т | 240 | 290 | 242-236 | 515-595 | 66 |
З-ЦДП 285/240 Т | 240 | 285 | 242-236 | 515-595 | 66 |
З-ЦДП 292/195 МС | 195 | 292 | 197-191 | 686-750 | 300 |
З-ЦДП 290/195 МС | 195 | 290 | 197-191 | 686-750 | 300 |
З-ЦДП 285/195 МС | 195 | 285 | 197-191 | 686-750 | 300 |
З-ЦДП 262/195 МС | 195 | 262 | 197-191 | 686-750 | 300 |
З-ЦДП 260/195 МС | 195 | 260 | 197-191 | 686-750 | 30 |
З-ЦДП 292/195 С | 195 | 292 | 197-191 | 536-600 | 150 |
З-ЦДП 290/195 С | 195 | 290 | 197-191 | 536-600 | 150 |
З-ЦДП 285/195 С | 195 | 285 | 197-191 | 536-600 | 150 |
З-ЦДП 292/195 Т | 195 | 292 | 197-191 | 536-600 | 66 |
З-ЦДП 290/195 Т | 195 | 290 | 197-191 | 536-600 | 66 |
З-ЦДП 285/195 Т | 195 | 285 | 197-191 | 536-600 | 66 |
З-ЦДП 266/195 Т | 195 | 266 | 197-191 | 686-750 | 30 |
З-ЦДП215.9/172 МС | 172 | 215.9 | 174-168 | 520-590 | 281 |
З-ЦДП 214/172 МС | 172 | 214 | 174-168 | 520-590 | 281 |
З-ЦДП 212/172 МС | 172 | 212 | 174-168 | 520-590 | 281 |
З-ЦДП 214/172 С | 172 | 214 | 174-168 | 370-440 | 131 |
З-ЦДП 212/172 С | 172 | 212 | 174-168 | 370-440 | 131 |
З-ЦДП 214/172 Т | 172 | 214 | 174-168 | 290-360 | 35 |
З-ЦДП 212/172 Т | 172 | 212 | 174-168 | 290-360 | 35 |
Центраторы З-ЦДП могут закрепляться на корпусах забойных двигателей с фактическими отклонениями их наружных диаметров от номинального от 2 до -4 мм. Для закрепления на корпусах забойных двигателей с отклонениями от номинального диаметра более чем на — 4 мм, центраторы могут комплектоваться сменными утолщенными цангами.
Центратор упругий ( НПК ТОБУС )
Рис. № 3
Центратор упругий
1 — ствол, 2 — каркас с упругими опорными планками, 3 — радиальная опора, 4 — осевая опора, 5 — переводник
Центратор упругий ТОБУС предназначен для поддержания оси долота в центре поперечного сечения скважины при изменении ее диаметра, что повышает точность проводки скважин в изменяющихся горно-геологических условиях.
Центратор ЦУ ТОБУС состоит из ствола 1, на котором выполнены замковые резьбы на обоих концах. На проточке при помощи радиальной 3 и осевой 4 опор подвижно установлен каркас 2 с дугообразными упругими опорными планками, который ограничивается в осевом перемещении переводником 5, навинченным на резьбу на конце ствола со стороны проточки. В свободном состоянии наружный диаметр упругого центратора по опорным планкам каркаса больше диаметра используемого долота. Благодаря жесткости на изгиб опорных планок каркаса, ось долота удерживается в центре ствола скважины при любых значениях зенитных углов и диаметре ствола, не превышающем указанный диаметр центратора. При сужении ствола упругие планки каркаса деформируются, удлиняя каркас в пределах гарантированного зазора между ним и осевыми опорами. При бурении упругий каркас центратора не вращается относительно стенок скважины и прижимается силой трения к осевым опорам, которые подвержены износу при вращении вала центратора и являются сменными элементами последнего. Изменение фактического диаметра скважины приводит к увеличению интенсивности искривления. Упругие центраторы предуп-реждают возникновение поперечных и продольных колебаний компоновки низа бурильной колонны, тем самым повышая ресурс ее элементов и долота
Центратор упругий ( НПК ТОБУС )
Параметры | ЦУ-295/175 | ЦУ-215/144 | ЦУ-190/120 | ЦУ-151/95 | ЦУ-139/80 | ЦУ-120/79 |
Диаметр долота, мм | 295,3 | 215,9 | 190,5 | 151 | 139,7 | 120,6 |
Длина центратора (L),мм | 2183 | 1903 | 1588 | 1370 | 1370 | 1370 |
Диаметр проходного отверстия (d), мм | 110 | 60 | 60 | 38 | 25 | 25 |
Длина каркаса (l), м | 1,10 | 0,85 | 0,85 | 0,85 | 0,85 | 0,85 |
Присоединительные резьбы:
верх (муфта) низ (ниппель) | М/З-171
Н/З-171 | М/З-121
Н/З-117 | М/З-121
М/З-117 | М/З-76
М/З-88 | М/З-76
М/З-88 | М/З-76
М/З-76 |
Масса, кг | 465 | 302 | 275 | 112 | 86 | 86 |
Центратор забойного двигателя ( НПК ТОБУС )
Рис. № 4
Центратор забойного двигателя
1 — корпус, 2 — каркас с упругими опорными планками
3 — обрезиненная нижняя опора, 4 — упорная гайка
Центратор забойного двигателя предназначен для поддержания оси вала забойного двигателя в центре поперечного сечения скважины при изменении ее диаметра, что повышает точность проводки скважин в изменяющихся горно-геологических условиях. Центратор забойного двигателя состоит из корпуса 1, на котором выполнены проточки, собственно центратора 2 и обрезиненной нижней опоры 3. Для предотвращения проворачивания опоры на корпус наворачивается сцепная упорная гайка 4 с левой резьбой. Упругий каркас 2 выполнен в виде пары цилиндрических колец, соединенных четырьмя упругими планками, отстоящих друг от друга по окружности на 90 градусов, предназначенными для поддержания оси долота в центре поперечного сечения скважины при изменении в процессе бурения ее фактического диаметра. На верхнем конце корпуса выполнена резьба для соединения его с корпусом забойного двигателя. Внутрь корпуса вставляется удлинитель, который верхним концом соединяется со шпинделем забойного двигателя и передает крутящий момент на низ бурильной колонны. Упругие свойства центратора предупреждают возникновение поперечных и продольных колебаний бурильной колонны, тем самым повышая ресурс забойного двигателя.
Центратор забойного двигателя ( НПК ТОБУС )
Параметры | ЦЗД-295/240 | ЦЗД-215/172 | ЦЗД-190/145 | ЦЗД-151/127 | ЦЗД-139/105 | ЦЗД-120/105 | ЦЗД-120/95 |
Диаметр долота,
мм | 295,3 | 215,9 | 190,3 | 151 | 139,7 | 120,6 | 120,6 |
Диаметр двигателя,
мм | 240 | 172 | 145 | 127 | 105 | 105 | 95 |
Диаметр проходного отверстия удлинителя
(d) мм | 108 | 48 | 40 | 25 | 25 | 25 | 25 |
Длина центратора
без удлинителя (L)мм | 1460 | 1180 | 1100 | 1190 | 1375 | 1345 | 1345 |
Присоединительные резьбы:
На корпусе на удлинителе | РКТ218*6.35*1:16
З-147 | МК156*5,5*1:32
МК110*6*1:8 | МК130*5*1:32
З-76 | МК112*4*1:32
З-66 | МК94*4*1:32
З-66 | МК94*4*1:32
З-66 | МК84*4*1:16
МК50*4*1:16 |
Масса, кг | 870 | 112 | 90 | 53 | 38 | 42 | 42 |